Приветствую Вас Гость!
Вторник, 22.09.2020, 14:47
Главная | Регистрация | Вход | RSS|

Меню сайта

Категории раздела

Вести из белого дома [12]
Интересная информация из мэрии и горсовета
История края [16]
Исторические статьи о Святогорье
Святогорье в литературе [2]
Упоминания о нашем крае в литературных произведениях
Наши земляки [2]
Знаменитости и просто хорошие люди родом из Святогорья
Творческий клуб [5]
Стихи и проза святогорцев на любую тематику

Облако тегов

лавра жилье посуточно Святогорье игры история Email святогорск отдых rss фид детский лагерь шаринг Работа заработать подработка лето цены природа отдых в Святогорске библиотека книги коррупция Дальний скит Прометей бесплатно бизнес каталог сайтов скачать DjVu PDF насос Северский Донец Залив памятники архитектура Славянск выборы Пещеры Музыка птичий полет Артем озеро Озеро Банное Банянка Дубовая роща меловая гора набережная День победы митинг Борис Белаш Нанесение логотипа аренда База отдыха Гостиница отель дом комната жилье в Святогорске аренда жилья в Святогорске новый год Праздники снять без посредников святогорск донецкой области славяногорск продажа купить куплю официант работа в святогорске коттедж комнату квартира Святогорск частный сектор Ремонт 2014 Строительство снять жилье в святогорске недорого Грузоперевозки грузоперевозка тамада свадьба #отдых #Святогорск Видео фото кодирование кодировка лечение помощь ведущая Алкоголизм нарколог Шоу программа Свадьбы выездная регистрация Корпоративы

Форма входа

Обмен ссылками

Наш баннер:
Код баннера:

Статистика сайта

Новое на форуме

Поиск по сайту

Возраст сайта

Посл. комментарии

Предлагаю снять жилье в Святогорске в гостевом доме. Номера вместительностью 2-4 человека. Все удобства к Вашему распоря...

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста сколько будет стоить снять весь дом на Новый Год на 3 суток, заранее благодарна!


Светлана 50 лет,медсестра широкого профиля,опыт работы 30 лет,ищу работу в санаториях и пансионатах Святогорья.тел.09979...

Ему предложили звание, он не отказался. Друг по подъезду, да еще президент страны. Вроде того: "Боря, а давай мы те...


До чего же все дошло в нашей Украине!? Поэт если так можно сказать, стихи которого можно разве что предложить детям нача...

Благодарим за хорошую работу.

Отдых супер,приедем еще.

Здравствуйте, Максим! На новогодние праздники дом сдан уже месяц назад:) Приезжайте после 7.01 - пока свободно!

Каталог статей

Главная » Статьи » Мой Святогорск » История края

Святогорская Лавра в 1880 году

Репин Илья
«Вид Святогорского Успенского монастыря на реке Северский Донец»
1880
Холст, масло
62,5х37
Государственная Третьяковская галерея

 


 

Современный вид Святогорской лавры

 


 

Расскажу вам о прекрасной Лавре в Святых горах. Cтоит она на реке Северский Донец, а городок называется Святогорск Донецкой области. Монастырь этот знал три рождения и три периода процветания, последний длится до сих пор. Слава Богу за такую красоту, за то, что хранятся традиции, за то, что свято место не пусто.

  Предлагаю вашему вниманию фрагменты из книги известного писателя Василия Ивановича Немировича-Данченко, который посетил обитель в 1880 году. Его зарисовки и впечатления, адресованные современникам, раскрывают нам красоту места, знакомят с монахами, с монастырским бытом и хозяйством. Сам автор скептически относился к монашеству и не скрывал этого в книге. Но, честно излагая свои наблюдения, вольно или невольно способствовал восхищению, которое вызвали его герои. Такова жизнь. Без прикрас и со многими трудностями. Жизнь людей, посвятивших себя служению Богу в дивном месте. Приглашаю Вас в это путешествие.

*********************************************** 

Я видел Соловецкие острова - с Анзерской горы, Заволжье - с откоса в Нижнем, панораму Урала - с Растеса, Заднепровье - с Киево-Печерских высот, волшебныя равнины Аварии и Кой-су, целое море Балкан - с орлиного гнезда на св. Николае, счастливыя долины Гирловского султанства - с Дервиш-горы, - но если бы теперь мне ещё раз пришлось полюбоваться на эту громадную картину с меловых скал Святогорских, я, несомненно, многое забыл бы ради нея.

ИСТОРИЯ ОБИТЕЛИ

Успенский монастырь у нас почти неизвестен. Мало кто из северян посещал этот дивный уголок, хотя художник-природа создала в нём нечто действительно великолепное. Поросшия дубовыми лесами крутогорья праваго берега Донца возносятся здесь пятью громадными меловыми скалами, в которых человек, во время оно, пробил себе норы, ходы снизу вверх, спасавшие его от нашествия половчан, от набегов злой татарвы - пещеры на высоте воздушной, откуда на восемьдесят вёрст вперёд видны дремлющия под солнечным светом дали. В 16 столетии, по преданию, здесь уже была обитель, а гораздо ранее на меловых скалах и в захолустьях у лениво струящагося Донца спасались отцы-пустынники, обревшие образ святителя Николая. Имя «Святых гор» впервые официально встречается в Книге большаго чертежа, в 1547 году. На Святыя горы в то время уже выставлялась стража от городов Рыльска и Путивля, охранявшая эту окраину от крымцев. Архиепископ Филарет полагал, что пещеры в Донецкой скале были ископаны ближайшими последователями преподобных Антония и Феодосия Печерских, а в 14 веке здесь уже существовал монастырь.

ПРИРОДА СВЯТОГОРЬЯ

Что за чудесное было утро, когда из келии гостиницы я вышел к Донцу. Берега поросли тюльпанами. Барвинки голубеют повсюду, точно глаза украинской красавицы, жёлтыя головки полевой ромашки выскакивают из травы. Задыхаешься от аромата, что веет с весенних полей. Пушистая первая зелень на ветвях, низко клонящихся к воде. Щеглы задорно перекликаются в ней, сменив заснувших поэтов ночи - соловьёв. На береговом песке неподвижно стоят, глядясь в воду, как в зеркало, трясогузки... Жужжит пчела в нежной листве только что проснувшагося леса. Успенский монастырь сполз к Донцу. Вид его бесподобен. Горный кряж порос дубом и сосною. На высоте - над зелёными облаками леса - купол церкви. Её полувоздушныя очертания тонут в синеве безоблачного неба... Сама обитель внизу, совсем внизу, у восхитительного Донца с ея белыми стенами, красивыми домами, с монументальными островерхими колокольнями собора, высоко возносящаго свой золотой крест. Налево - белыя стены гостиницы. А ещё левее, верстах в трёх, среди зелёной чащи горнаго ската, приютилась вилла, которая до сих пор носит имя Потёмкиной. Желая взглянуть на обитель с более отдалённого пункта - я подошёл к парому. Несколько ниже, Донец делится на рукава, образуя острова, сплошь заросшие осинами, дубами и берёзами. Оттуда обдают вас щебетанием и гамом целыя тучи мелкой лесной птицы.

МОНАСТЫРСКАЯ  ПАСЕКА

Получили благословение осмотреть пасеку. Вся она на вершине горы, невысокой, зелёной. Мир и покой царят тут. Пчела жужжит над ухом. Ласково жужжит - точно приветствуя посетителей.

- Наша обитель первая!.. Такой красоты богоданной по другим местам нет!.. И на пасеке у нас раздол... Ишь, воздуси какия - духовитыя!.. Вы потяните в себя - всяким цветом пахнет... У нас и соловьи гнёзда вьют... Вот, погодите, к вечеру начнут песни петь. Божья птичка чувствует тоже, что здесь ей покой... Благословение на сих местах почиет...

- У вас и деревья-то здесь чудесныя.

- Мы дикому дереву не даём на пасеке цвести. Тут всё яблони, груша, слива, вишня, черешня, абрикос. Как зацветут, да пустят дух свой по ветру... А вот вы послушайте у улья, - приложите ухо, - как наша пчела, мудрая, разговаривает.

  В ульях действительно шумело, точно тысячи пчёл вели между собой беседу.

- Она - птица Божья - пчела, умная. Ей разговор дан. Она так в улью не сидит, а всё
гу-гу-гу... Шумит... Где летает, что видит - обо всём рассказывает... Ну и другия ей тоже. Она, пчёлка эта, умная, - продолжал монах. - Случается, непогодой колоды повалит. Весь мёд может вытечь. Так нет же, пчёлка не позволит... Вся по краю бросится, облепит так, что капли не пропадёт. Земле-матушке ничего не достанется. - У нас с улья пудиков до пяти медку сымать случается. За то здесь пчела безгрешная, священная пчела.

- Это как?

- Как улей сажаем, богоявленской водой его кропим... Ну и потом молебны служим, каждый вечер молитвы читаем. Тут пчёлка благословенная! Пчёлка умнее человека, она даром не обидит; если куснула, значит, есть за что. Она маленькая, а только зорко в глазах человеческих видит. Иное помышление от себя самого спрячешь, а от нея не
уйдёт... Подсмотрит... Что пчёлка, что муравель - оба Божьи; муравлёв мы стадом Божьим называем здесь. Их Господь пасёт. Вон, по дороге вы ничего не видите?

- Ничего.

- Гречиха, это так валяется по-вашему?

На пути действительно были разбросаны щепотки гречихи.

- Это агнец Божий, муравель. Дождём гречу смочило, солнце опять проглянуло, они и вынесли сушить... Ну прощай, дай Бог!


УЧЁНЫЙ МОНАХ  о. АНТОНИН

Отец Антонин, с его умным лицом и задумчивыми глазами, производил сильное впечатление. Я разговорился с ним; оказалось, что он механик-самоучка, да не по верхам только, а в самую глубь проник. Он из полтавских купцов. Отцу Антонину пришлось сделать многое. Исходя, например, из того, что главный недостаток нынешних молотилок - это частый ремонт, котораго они требуют, о.Антонин изобрёл свою, не паровую и не сложную, а дешёвенькую молотилку, и такую, притом, что она сама берёт хлеб, значительно уменьшая количество труда подающего ей работника.

  Изобрёл о.Антонин часы, которые красуются на монастырской колокольне. Часы эти сделаны на диво. Им изумлялся даже харьковский профессор, посещавший обитель. Работал эти часы о.Антонин несколько месяцев; отливал, резал, точил, всё сам, до по- следнего гвоздика. При этом и тут не ограничился готовым шаблоном, но изменил регулятор колокольных часов на манер хронометра и вышло удачно.

ДАЧА ПОТЁМКИНОЙ

Вечер я встретил на даче Потёмкиной. Здесь будет уместно рассказать о том, как после запрета опять возник этот монастырь, тем более что главное участие в его возстановлении принимала именно Татьяна Борисовна.

  По смерти Юсупова, Святогорское имение досталось Алексею Михайловичу Потёмкину. Всего в этом районе числилось до 20 000 дес. земли, причём половина ея была пахотная. Потёмкин в 1842 году обратился в Святейший Синод с просьбою о возобновлении обители, предлагая с своей стороны 70 дес. лесной, сенокосной и огородной земли и проценты с 10 000 р., жертвуемых им на это. Через два года состоялось по этому предмету Высочайшее повеление, ограничивавшее штат монастыря 24 лицами.

  Пожертвование было каплею в море, сравнительно с тем, что дала обители Татьяна Борисовна. Её до сих пор поминают монахи, обрушиваясь за то на нынешних ея наследников, Рибопьеров, всеми громами своего неудовольствия. Оказывается, что эти ничего не дали Святым горам. Потёмкина приезжала сюда чуть ли не каждое лето. В судьбах обители она принимала самое живое участие. Благодаря ей, монастырь получил известныя льготы и был достаточно рекламирован в Петербурге.

МЕЛЬНИЦА

Мельница поставлена обителью на широкую ногу. Сразу засыпается сверху для помола
500 четвертей хлеба. Четыре пары жерновов работают безостановочно. С мешка муки берут за помол по два ковша. В селе Малках стоит вторая, громадная монастырская мельница, водяная.

- Она у нас на диво построена. Помещики любуются. Очень уж хороша! Из Харькова смотреть притекали. А и ставил-то, как и эту, простой неграмотный мужичок. Учёные приезжали, говорят, совсем по науке выходит, а у него, у мужичонки-то, и науки всей что аршин... Бородёнка-то - пеньковая; так, немудрящий мужичонко.

  От мельницы до хутора было рукой подать. Хутор ещё только устроивается, не окончена даже кирпичная стена, которою он окружён. По углам ея зачем-то башни, уподобляющие форму какой-то крепости. Внутри стены - ряды сараев, крытых соломою, маленькия хозяйственныя избы.

  Мы посмотрели пекарню; в громадный чан, где замешивают хлеб, бросают сразу 50 пудов муки, из которой выходит 65 пудов хлеба. Печётся хлеб в двух печах, в каждой по 50 хлебов за раз.

- Всё с молитвой, всё с молитвой! И тесто месим с молитвой, и хлебы ставим, поминая угодников, - рассказывал маленький монашек, который только состоит за делом, а работают другие, послушники. - Оттого и хлеб у нас, рабы Божьи - святой выходит. На пользу! У нас хлеб особый. На нутро хорошо действует. И солодкий же у нас хлебец. Один генерал из Питера приехал, говорит, не пробовал лучше.

  Тут же рядом - мукосейная. Сеют на восемь сит сразу. При пекарне от 12 до 14 послушников постоянно заняты делом. Всего же монахов на ферме живёт постоянно около 80.

СВОЙ ТИП МОНАХА

Каждый старый монастырь выработывает непременно свой тип монаха. Так, например, соловчанина вы с одного взгляду отличите от инока Троице-Сергиевския лавры, а этого последняго от Киево-Печерской. Святогорская обитель, как молодая, не может дать вам таких же резких отличительных черт. Здесь монах, поступивший сначала по набору из других обителей, не сложился ещё, не успел закостенеть в определённую форму. Тут есть историческия воспоминания, но нет традиции, которая только одна воспитывает
черноризца. Притом тут такая амальгама сословий и национальностей, что, как острогранёныя тела, смешавшияся в одном тесном месте, они сглаживают друг друга. Отсюда, неблагодарная роль наблюдателя в Святых горах. Когда обитель дойдёт до совершеннолетия, тогда только у нея будет своя определённая физиономия.

ЗДЕШНИЙ ГОВОР

Чрезвычайно трудно уловить особенность здешняго говора. Русские переселенцы быстро усвоивают малороссийския окончания; произносят: не «торговать», а «торгуваты», не «покупать», а «покупаты». В то же время и коренное население, под влиянием обители, отстаёт от своего говора и принимает русский. Обитель в этом отношении заметно ассимилирует; через неё проходят, теряя особенности языка, но, к сожалению, взамен ничего не приобретая. В сёлах Банном, Малках и других уж говорят по-русски.

БОГОМОЛЬЦЫ

Как пестра толпа богомольцев, снующих по дворам Святогорского монастыря. Я по целым часам всматривался в неё. Тут и казаки в бешметах, и женщины в белых свитках, с чёрными тесьмами, и бродяжки в подрясниках и скуфейках, и отставные солдаты, с обязательно торчащею щетиною на бороде, и пёстрое цыганство, перекликающееся гортанным говорком, и гречанки с Дона - чернобровыя, черноокия, и ростовские армяне, и болгарские колонисты, неповоротливые, тяжёлые, и неведомо зачем - бойкие и юркие жидки, не то перекрещенцы, не то так себе вольнопрактикующие. Притом, тогда как в Соловках нищенства нет, здесь нищенство на каждом шагу. Больше всего здесь окрестнаго, монастырскаго крестьянства. Оно чуть не живет при обители. Правда и кормится здесь хорошо! Например, бабы из села Баннаго присвоили себе монополию
торговли при монастыре; мальчики - те при мельнице у монахов. Монахи, впрочем, предпочтительно нанимают работников из других губерний, преимущественно же курян. Куряне - работники чудесные и обитель ими дорожит очень. Монастырь вообще ценит трудовыя руки. На хуторе я сам видел, что и двух слепых не оставили без дела, приставили их месить хлеб в пекарне.

СКИТ

Лучше всего путь к Святому месту (Роще-скиту) с пасеки. В смысле красоты пейзажей. Он идёт по крутому скату, по которому мы сползли вниз, почти совсем окутанные зелёными облаками орешника и райскаго дерева. После дождя поднялись белые колокольчики ландышей, запах которых, смешиваясь с ароматом фиалок, густо переполнял воздух. На самом дне зелёной лощины - дорога пропадает в вишнёвой чаще.
Видимо, здесь редко ходят. Наконец, сквозь зелень, вы видите смутное очертание келий, обнесённых решеткой, наглухо запертой, и две золочёныя главы скитской церкви.

А как хорошо здесь! Птицы заливаются в чаще. Зелёную листву сплошь засыпали цветы, как будто только и ждали дождя, чтобы распуститься. Так бы и ушёл сюда забыться от тьмы и зол, отдохнуть душой. Где-то ручей звенит, точно в душу к тебе просится, ласково, ласково. От этой пустыньки - просека к берегу Донца. Словно заснул Донец. Лень ему всколыхнуться... Серая ящерица спешит поскорей зарыться в песок. Скользнула рыбка над водой и опять бултых в неё. Где-то кусок берега в воду рухнул, глухо... Зыбь пошла... А птицы заливаются всё громче и громче, всё задорнее. Вся природа полна жизнью и счастьем!

1880 г.



______________________________________________________

На фотографии: Свято-Успенская Святогорская Лавра. Современный вид.

На переднем плане справа - голубой купол Покровской церкви. Под куполом виднеется отверстие - там находились знаменитые часы о. Антонина.

Чуть левее - зелёные купола главного храма монастыря в честь Успения Божией Матери.

На дальнем плане слева - на меловой горе - Никольский храм.
Гора и подножие соединены галереей.

Категория: История края | Добавил: SuperMega (22.09.2019)
Просмотров: 137 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Напишите нам, или позвоните: +380661723183 (Viber, Whatsapp, Telegram, Skype)