Приветствую Вас Гость!
Среда, 29.01.2020, 12:40
Главная | Регистрация | Вход | RSS|

Меню сайта

Категории раздела

Вести из белого дома [12]
Интересная информация из мэрии и горсовета
История края [16]
Исторические статьи о Святогорье
Святогорье в литературе [2]
Упоминания о нашем крае в литературных произведениях
Наши земляки [2]
Знаменитости и просто хорошие люди родом из Святогорья
Творческий клуб [5]
Стихи и проза святогорцев на любую тематику

Облако тегов

лавра жилье посуточно Святогорье игры история Email святогорск отдых rss фид детский лагерь шаринг Работа заработать подработка лето цены природа отдых в Святогорске библиотека книги коррупция Дальний скит Прометей бесплатно бизнес каталог сайтов скачать DjVu PDF насос Северский Донец Залив памятники архитектура Славянск выборы Пещеры Музыка птичий полет Артем озеро Озеро Банное Банянка Дубовая роща меловая гора набережная День победы митинг Борис Белаш Нанесение логотипа аренда База отдыха Гостиница отель дом комната жилье в Святогорске аренда жилья в Святогорске новый год Праздники снять без посредников святогорск донецкой области славяногорск продажа купить куплю официант работа в святогорске коттедж комнату квартира Святогорск частный сектор Ремонт 2014 Строительство снять жилье в святогорске недорого Грузоперевозки грузоперевозка тамада свадьба #отдых #Святогорск Видео фото кодирование кодировка лечение помощь ведущая Алкоголизм нарколог Шоу программа Свадьбы выездная регистрация Корпоративы

Форма входа

Обмен ссылками

Наш баннер:
Код баннера:

Статистика сайта

Новое на форуме

Поиск по сайту

Возраст сайта

Посл. комментарии

Предлагаю снять жилье в Святогорске в гостевом доме. Номера вместительностью 2-4 человека. Все удобства к Вашему распоря...

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста сколько будет стоить снять весь дом на Новый Год на 3 суток, заранее благодарна!


Светлана 50 лет,медсестра широкого профиля,опыт работы 30 лет,ищу работу в санаториях и пансионатах Святогорья.тел.09979...

Ему предложили звание, он не отказался. Друг по подъезду, да еще президент страны. Вроде того: "Боря, а давай мы те...


До чего же все дошло в нашей Украине!? Поэт если так можно сказать, стихи которого можно разве что предложить детям нача...

Благодарим за хорошую работу.

Отдых супер,приедем еще.

Здравствуйте, Максим! На новогодние праздники дом сдан уже месяц назад:) Приезжайте после 7.01 - пока свободно!

Каталог статей

Главная » Статьи » Мой Святогорск » История края

«Над Донцом утес стоит, к небу крест свой возвышая…»

Всего на Руси пять Лавр. Две, обе Свято-Троицкие, находятся на территории Российской Федерации — Свято-Троице-Сергиева (в Подмосковье, в г. Сергиев Посад, Лаврой является с 1744 г.) и Свято-Троице-Александро-Невская (в Санкт-Петербурге, Лавра — с 1797 г.), и три, Свято-Успенские, — на Украине.

 

Наша Русь, как завещали святые отцы, является уделом Божией Матери. Не случайно на Украине все Святые Лавры — Киево-Печерская (Лаврой является с 1598 г.), Почаевская (с 1833 г.), и Святогорская (с 2004 г.) — посвящены Богородице, нашей доброй покровительнице и заступнице пред Господом.

 Мы расскажем здесь о самой молодой русской Лавре — Свято-Успенской Святогорской. Сама обитель имеет древнюю историю, однако высочайший статус Лавры получила совсем недавно — 9 марта 2004 г.

Место и время

 Она, часто упоминавшаяся в летописях и документах XVI в., уже тогда именуемая древней, расположилась на живописном берегу Северского Донца, среди меловых гор, покрытых густым лесом. Места не просто красивые — притягательные некой тайной, хранимой веками, а может, и тысячелетиями. Хочется отметить эту таинственную общность святых мест: здесь человека посещает благоговейное чувство того же свойства, что, скажем, на Соловках, Валааме, на киевских берегах Днепра.

  «Занимая бесспорно одну из прекраснейших по красотам природы местностей южной России, обитель эта немало также замечательна древностью своего основания, восходящей ко временам основания христианского подвижничества в нашем отечестве», — писал известный литератор XIX века А.Ф. Ковалевский.

 Святогорская обитель высится над равниной как град нездешнего мира — величественная, сохранившая следы недавней трагической истории. Она словно вырастает из скал; внутри них, в меловых пещерах, соединенных длинными галереями, расположились подземные храмы и кельи. Там течет жизнь, сокрытая от глаз посторонних. Большая часть монастыря расположена в толще гор, где проводили свою жизнь подвижники и молитвенники.

Григорий Кулжицкий в книге «История Святогорской Успенской общежительной пустыни в Харьковской губернии», изданной в 1884 г. в Харькове, писал: «Южные губернии России, лежащие между Каспийским морем и реками Днепром и Доном с их притоками, уже в первые века по Рождестве Христовом были заселены разными народами, и уже в III веке на этом громадном пространстве красовались обширные города, переполненные произведениями искусства и наук. Города те были древнее столиц настоящей Европы. Но волею Божией все те города исчезли с лица земли, остались только реки — свидетельницы минувшей жизни этого края, да холмы и курганы, будто могильные памятники бывших здесь суетных величия и славы человеческой».

 На берегах Северского Донца происходили события, описанные в знаменитом «Слове о полку Игореве». Неподалеку отсюда в 1223 г. состоялась судьбоносная битва на Калке (ныне р. Кальчик), после которой пришла на Русь «тьма великая», как именовали русские летописи татарское иго. После разгрома Крымского ханства (XVIII в.) донецкие земли, имеющие стратегическое значение на подходах к Азовскому морю, были присоединены к Российской империи. Одна часть вошла в состав Екатеринославской губернии, другая отошла к Харьковской.

 Писатель А.П.Чехов восторгался необычайной красотой этого уголка, назвав его «Донецкой Швейцарией». Он писал своей сестре Марии Павловне: «Место необыкновенно красивое и оригинальное: монастырь на берегу Донца, у подножья громадной белой скалы, на которой, теснясь и нависая друг над другом, громоздятся садики, дубы и вековые сосны. Кажется, что деревьям тесно на скале и что какая-то сила выпирает их вверх и вверх. Сосны буквально висят в воздухе и того, и гляди, свалятся… Кукушки и соловьи не умолкают ни днем не ночью».

 Место это восхищало и В.И.Немировича-Данченко, и Марину Цветаеву, и многих других посетителей. Старшая дочь поэта Ф.И.Тютчева - Анна Федоровна Тютчева, побывав в Святогорье в 1861 году, оставила такие строки в стихотворении «Святые горы» (отредактированные мастером-отцом в 1862 г.):

И громадою отвесной,

В белизне своей чудесной,

Над Донцом утес стоит,

К небу крест свой возвышая…

И, как стража вековая,

Богомольцев сторожит.

Говорят, в его утробе

Затворившись, как во гробе,

Чудный инок обитал,

Много лет в искусе строгом

Сколько слез он перед Богом,

Сколько веры расточал!..

 

«Чудный инок»

 «Чудный инок» из стихотворения А. Ф. Тютчевой — это преподобный Иоанн Затворник (Иван Крюков).

 Подвижник родился в 1795 г. в Курске. С детства он горел любовью к монашеству, особенно к подвигу затвора, но его желанию суждено было исполниться только после испытаний тяжелого, безрадостного детства в наймах и после жизни семейной, к которой он был принужден против своей воли матерью. После смерти жены в 1839 г. Иван поступил сначала в знаменитую Глинскую пустынь, а через годы прибыл в Святые горы. Работая в пещерах по их расчистке, он полюбил одну из меловых келий, в которой и затворился в 1850 г. по благословению настоятеля, а через два года принял схиму.

 «Представьте себе, читатель, тесную и низкую келию, своды которой не выше роста человеческого, иссеченную в мелу, свет в которую проникает через узкую скважину, пробуравленную наружу скалы на довольно большом расстоянии, – писал А.Ф. Ковалевский, очевидец подвигов затворника. — Атмосфера келии резко холодная и сырая, напоминает собою ледник: она как бы колет вас и возбуждает в теле озноб лихорадочный (только через 5 лет там была устроена печь). Все убранство келии составляет деревянный открытый гроб с большим надмогильным деревянным крестом у изголовья, на котором написан распятый Господь; в гробе немного соломы и возглавие, и в таком виде служил он ложем успокоения затворнику, претружденному подвигом бдения молитвенного. Вот все успокоение, которое дозволял себе подвижник: затем небольшой аналой у святых икон, деревянный обрубок, служивший вместо стула, кувшин для воды, горнец для пищи, нагольный тулуп, ветхая мантия с епитрахилью и неугасаемая лампада - удовлетворяли все жизненные потребности затворника, да еще неизменные его тяжелые железные вериги и жесткая власяница, которые носил он на своем теле и которые сами составляли немалое испытание своей тяжестью и остротой. Правило молитвенное по заповеди отца Арсения совершал он следующее: в сутки полагал 700 поклонов земных, 100 поясных, произносил молитв Иисусовых 5000, Богородичных 1000, читал акафисты Сладчайшему Иисусу, Богоматери и Страстям Христовым, помянник… приобщался Святых Христовых Тайн… в соседней пещерной церкви Иоанна Предтечи, где служилась еженедельно литургия по вторникам…

 Сырость была такая, что одежда недолго служила, видимо истлевала и распадалась. Мириады насекомых кишели в келье, в гробу и одеждах подвижника, уязвляли до крови его тело и нарушали его покой, если только можно назвать покоем ложе в гробу при такой обстановке. Но крепость духа подвижника Божия была поистине изумительна: все терпел он мужественно ради Господа и спасения своей души; страдания Господа всегда представлял он взором души своей и, противопоставляя им свой подвиг, считал его ничтожным от искреннего сердца».

 Проведя в затворе 17 лет, Иоанн сподобился благодатных даров непрестанной молитвы, дара рассуждения, прозорливости и чудотворений.

 А 24 августа 1995 г. преподобный Иоанн Затворник Святогорский был причислен Украинской Православной Церковью к лику святых. Всечестная глава его благоговейно хранится в Свято-Успенском соборе обители. Ежегодно в день памяти преподобного — 24 августа совершается крестный ход вокруг обители с его мощами, на который собирается до полутора десятков тысяч паломников.

 В день визита Патриарха Кирилла

 30 июля 2009 г., в день почитания Святогорской иконы Божией Матери, Лавру во время пастырского визита на Украину посетил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, словно завершив дело, которое по болезни не довелось совершить годом ранее его предшественнику, Патриарху Алексию II, при содействии и благословении которого и была во многом восстановлена и возвышена до высочайшего звания Лавры Святогорская Свято-Успенская обитель.

 Предстоятель Русской Православной Церкви напомнил десяткам тысяч паломников, пришедших к его проповеди, слова чинопоследования Литургии Василия Великого: «Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу, во единаго Духа Святаго причастие».

«Если нас во едином Хлебе и Чаше сам Бог соединяет, что может нас разлучить? Какими человеческими аргументами, какими человеческими мечтами, какими человеческими ценностями может разделиться Тело Христово? Нет такой мечты, нет таких ценностей! Тем более не может быть таких общественных, национальных или политических идеалов, ради которых было бы позволительно разделять то, что сам Бог соединил», — подчеркнул Святейший Владыка, вновь напомнив, что никакими аргументами, никакой человеческой мудростью, никакими человеческими идеалами нельзя оправдать раскол, потому что раскол ― это нарушение слов Господа о единстве Его наследия.

«Говорю об этом сейчас здесь, на этом святом месте, обращаясь к вам ― к тем, кто силой своей веры сохранил единство Церкви здесь, на украинской земле. Низкий вам всем поклон и Патриаршая благодарность от всей Русской Православной Церкви за ваше мужественное стояние в вере, за вашу верность Господу и Спасителю», — сказал Патриарх Кирилл, низко поклонившись верующим, пришедшим в этот день в Святогорскую Лавру.

Тысячи людей ответили своему Патриарху громкими рукоплесканиями и приветственными возгласами.

 «Я верю, что Господь приклонит милость к Украине, вразумит власти, вразумит и тех, кто по неведению, забвению и окамененному нечувствию пребывает в расколе, — сказал далее Его Святейшество. — Я верю в исцеление народа, в исцеление национальной жизни Украины. И как Патриарх в том числе и Украины, я буду делать все для того, чтобы народ воссоединился, чтобы политические и национальные противоречия исчезли, чтобы единая Церковь Христова, Церковь-мученица и исповедница, бывшая верной Христу даже до смерти и разделявшая судьбу своего народа, вновь имела силу и возможность обнять материнскими объятиями всех своих верных чад».

Отчего эти горы святы

 Святитель Филарет Гумилевский, архиепископ Черниговский, знаменитый историк и исследователь древностей пишет: «...cпрашивается: с чего горы, лежащие на Донце, на стороне Татарской, называли в 1547 г. и следующих годах Святыми горами? Понятно было название их Донецкими горами... Почему же Донецкие горы названы Святыми?»  И поясняет название тем, что к тому времени место давно было прославлено подвижниками русского православия.

 Сооружение храма св. Николая Чудотворца, находящегося на меловой горе, куда ведут 326 ступеней, относят ко времени явления чудотворного образа этого святого, известного уже в 1540 г. Алтарь храма был высечен в скале из мела, а вся церковь построена из кирпича. (В 1859 г. храм был возобновлен на средства Е. В. Шабельской и освящен Филаретом, архиепископом Харьковским. В 1874 г. изюмский купец И. П. Извеков устроил в нем золоченный резной иконостас из берестового дерева.) Ныне Николаевская церковь, словно вырастающая из меловой скалы над Донцом, — символ Святогорья, наиболее интересный и древний наземный памятник монастырского комплекса.

 Одна из версий историков относит возникновение обители к глубокой древности, а именно — к VIII—IX вв., что вполне согласуется с пещерным характером обители (мы помним, что все первые, самые прославленные наши обители начинались с пещер) – отнесем ли мы это к киевским подвижникам Антонию и Феодосию или к молитвенникам, пришедшим, как говорит вторая версия, со святой горы Афон.

 Почивший в 1859 г. здешний знаменитый архимандрит Арсений погребен в пещерной усыпальнице. Рядом с ней, согласно воле усопшего настоятеля, устроили пещерную церковь во имя Алексия, человека Божия (до пострижения в монашество Арсений носил имя Алексей), «мужа святой жизни, обладавшего высоким даром рассуждения», при жизни своей не раз имевшего возможность собеседовать с преподобным Серафимом Саровским, ведшего переписку с преподобным Моисеем Оптинским и Святителем Филаретом Московским, с которым они были очень близки по духу.

 Летом 1861 г. Святогорскую обитель посетила императрица Мария Александровна с детьми, к ней присоединился и государь император Александр II. Святогорская обитель произвела большое впечатление на царскую семью, и государь вручил архимандриту Герману (Клице, родом из Нежинских купцов) крест, украшенный алмазами и изумрудами.

 Неподалеку от монастыря был устроен скит св. Арсения, в котором жило до 30 монахов. Сохранились только пещерные кельи и проходы между ними, напоминающие об иноческих подвигах. (Именно здесь, в сохранившейся доселе келье с окошечком на Донец, 17 лет провел преп. Иоанн Затворник).

 Кроме духовного делания и обучения детей в окрестных селах, подкармливания неимущих, обитель всегда вела и огромное образцовое хозяйство — сотни десятин пахотной земли, крупорушки, сеновальни, мельничные поставы, шорные, слесарные, иконописные, позолотные мастерские, сотни голов крупного рогатого скота, более тысячи ульев на пасеке, виноградники, сады, больница, образцовая в Харьковской губернии, приют для сирот, ремесленная школа для мальчиков из окрестных сел, несколько монастырских школ, где монахи преподавали и в которых обучалось несколько сот детей.

 Во время Первой мировой войны обитель открыла в своих стенах госпиталь для раненных воинов и приютила 750 беженцев с Волыни, где шли ожесточенные бои, а также часть братии киевских монастырей и Почаевской Лавры. Сюда были эвакуированы ризницы Почаевского Свято-Духовского скита и Волынской епархии. Некоторые иеромонахи Святогорской обители служили полковыми священниками на фронте, где героически проявили себя, за что были награждены наперсными крестами и орденами.

 Как мы жили в нашем безбожии

 Сразу по наступлении безбожного времени все имущество было описано и изъято, кощунства над священными предметами в обители сопровождались избиением и убийством монастырской братии. С 1922 г. советской властью Святогорская пустынь была закрыта, а на ее территории организован Дом отдыха для рабочих Донбасса. Больничный храм Ахтырской Божьей Матери, а также Спасов и Арсеньевский скиты за ненадобностью разрушили. Обитатели монастыря подверглись жестоким репрессиям, часть его насельников была сослана на Соловки. Архидьякон Авраамий, умерший в 1960-е, свидетельствует в дневниках о погромах и закрытии монастыря. Он рассказывает, что в помещении обители было убито 17 человек: некоторых зарубили шашками, послушнику Тимолаю отрубили пальцы рук… Существуют акты о злодеянии большевиков в обители, которыми Святые Горы были переименованы в Красные. Возвышавшийся на соседней горе двухэтажный храм Преображения Господня был ими взорван.

 В 1927 г. как символ господства революции был воздвигнут гипертрофированно огромный каменный памятник Артему (Сергееву) — коммунистическому деятелю, который устанавливал в крае советскую власть, способствовал закрытию Святогорского монастыря. Это «каменный Артем» стоит над Лаврой и по сей день, и с некоторых точек символически выглядит как попирающий ногою купола лаврских церквей, находящихся у подножия Святых гор.

 Cегодня обитель чтит и память игумена Иоанна Стрельцова, прошедшего 12 лет лагерей, который навсегда остался в памяти народа как великий старец, духовник, общавшийся с преподобными Кукшей Одесским и Амфилохием Почаевским.

 В Лавре сегодня стоят две гробницы подвижников благочестия — схиархимандрита Михаила (отбывшего 10 лет каторги) и игумена Иоанна. И таких мучеников в истории обители немало.

 В 1961 г., при Н.Хрущеве, когда были закрыты Почаевский скит, Киево-Печерская Лавра и 9 тысяч приходов, люди приходили к отцу Иоанну и спрашивали: «Батюшка, что же это будет, что же будет дальше?» «Да не переживайте, еще откроется Святогорская обитель, еще обитель процветет и прославится, колокола еще затрезвонят!» Люди, выслушивая это, говорили: «Батюшка, вы нас утешаете, ничего этого уже не будет...» А он стучал кулаком по столу и говорил: «Маловеры! Я же вам сказал, что — будет! А колокола будут такие, что до Красного Лимана будет слышно».

 День сегодняшний. «Святогорская болезнь»

 В 1992 г. предсказания святогорских старцев сбылись, и в обители вновь зазвучали слова молитвы и возобновилось монашеское жительство – поначалу с восьми насельников.

 В 1992 году из Казанского храма в Пушкинских горах, когда Святогорский монастырь был возвращён Русской Православной Церкви, туда вернулась явленная и чудотворная икона Божией Матери Одигитрия Святогорская.

 В настоящее время в Лавре около 120 человек, около 70 находятся в постриге.

 На 5 колокольнях монастырских собрано 54 колокола, а звонарями сохранены древние и заново составлены до 30 мелодий колокольного звона, из которых «Слобожанский», «Затворнический», «Собору преподобных отцев Святогорских» — являются плодом творчества и таланта монастырских звонарей.

 Как никогда отзываются сегодня в сердцах братии слова, сказанные в XIX в. Святителем Иннокентием Херсонским в бытность его во Святых Горах: «Вам, братия обновленной обители, предоставлено Промыслом Божиим продолжать историю ее на земле, продолжать не столько повестью словесной и писанием, сколько самим делом и святыми подвигами. Войдем же в дух нашего святого предназначения. Благо нам, если мы, при помощи ревнителей благочестия, восстановим стены и возградим забрала древней обители. Но эта работа, хотя и небезтрудная, составляет токмо одни подмостки к зданию, один приступ к труду негибнущему. Существенное предназначение наше, главный подвиг должен состоять в том, чтобы в нас воскрес дух древней обители, чтобы он, облекшись как бы новым телом, явился в первобытной лепоте своей, да все, ближние и дальние, видя дела Веры и плоды любви нашей о Христе, прославили за нас Отца, иже на небесах».

По мнению настоятеля Лавры архимандрита Арсения, высказанному в интервью руководителю пресс-службы УПЦ МП В. Анисимову, «Донбасс — регион очень сложный. Если брать центральные области Украины, то население там в большинстве оседлое и имеет устоявшиеся духовные традиции. В Донецкой же области, куда в годы индустриализации десятки тысяч людей приезжали на заработки, спасались от голода, глубоких верований нет. Так же обстояли дела и в дореволюционное время, когда обитель числилась за Харьковской губернией. Святогорский монастырь был и остается оплотом охранения чистоты Православия, духовных и нравственных ценностей в этом регионе».

Лавра Святогорская, как и все пять Святых Лавр Руси, является символом единения братских славянских народов в деле общего духовного возрождения и единения на основе братской любви и Божиих Заповедей. Она стала местом, куда будут стремиться православные Украины, России, Беларуси, чтобы черпать духовные силы и поддержку Силы Господней в деле единения и возвращения на пути святости и благочестия, которыми ходила и да будет идти Святая Русь.

 Архимандрит Арсений сказал замечательные слова о Лавре: «Божий Промысел вижу даже в том, что люди, приезжающие в качестве туристов, в следующий раз посещают святое место уже как богомольцы. Есть такое выражение «Иерусалимская болезнь»: это когда человек один раз побывал в святом месте и ему еще и еще хочется посетить его. Так вот, существует и «Святогорская болезнь». Плененный Божьей Благодатью, побывавший в Святогорье человек снова рвется сюда сердцем и душой».

Станислав Минаков «Одна Родина»

Категория: История края | Добавил: Владимир (03.02.2010)
Просмотров: 2113 | Теги: лавра, история, УПЦ МП, Святогорье, святогорск | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Напишите нам, или позвоните: +380661723183 (Viber, Whatsapp, Telegram, Skype)