Приветствую Вас Гость!
Вторник, 18.06.2019, 10:17
Главная | Регистрация | Вход | RSS|

Меню сайта

Категории раздела

Вести из белого дома [12]
Интересная информация из мэрии и горсовета
История края [15]
Исторические статьи о Святогорье
Святогорье в литературе [1]
Упоминания о нашем крае в литературных произведениях
Наши земляки [2]
Знаменитости и просто хорошие люди родом из Святогорья
Творческий клуб [5]
Стихи и проза святогорцев на любую тематику

Облако тегов

лавра жилье посуточно Святогорье игры история Email святогорск отдых rss фид детский лагерь шаринг Работа заработать подработка лето цены Подписка природа отдых в Святогорске библиотека книги коррупция Дальний скит Прометей бесплатно бизнес каталог сайтов скачать DjVu PDF насос Северский Донец Залив памятники архитектура Славянск выборы Пещеры Музыка птичий полет Артем озеро Озеро Банное Банянка Дубовая роща меловая гора набережная День победы митинг Борис Белаш Нанесение логотипа аренда База отдыха Гостиница отель дом комната жилье в Святогорске аренда жилья в Святогорске продам новый год снять без посредников святогорск донецкой области славяногорск посуточно дом продажа купить куплю официант работа в святогорске коттедж комнату квартира Святогорск частный сектор Ремонт 2014 Строительство снять жилье в святогорске недорого Грузоперевозки грузоперевозка тамада #отдых #Святогорск Видео фото кодирование кодировка лечение помощь ведущая Алкоголизм нарколог психолог Шоу программа Корпоративы

Форма входа

Обмен ссылками

Наш баннер:
Код баннера:

Статистика сайта

Новое на форуме

Поиск по сайту

Возраст сайта

Посл. комментарии

Предлагаю снять жилье в Святогорске в гостевом доме. Номера вместительностью 2-4 человека. Все удобства к Вашему распоря...

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста сколько будет стоить снять весь дом на Новый Год на 3 суток, заранее благодарна!


Светлана 50 лет,медсестра широкого профиля,опыт работы 30 лет,ищу работу в санаториях и пансионатах Святогорья.тел.09979...

Ему предложили звание, он не отказался. Друг по подъезду, да еще президент страны. Вроде того: "Боря, а давай мы те...


До чего же все дошло в нашей Украине!? Поэт если так можно сказать, стихи которого можно разве что предложить детям нача...

Благодарим за хорошую работу.

Отдых супер,приедем еще.

Здравствуйте, Максим! На новогодние праздники дом сдан уже месяц назад:) Приезжайте после 7.01 - пока свободно!

Каталог статей

Главная » Статьи » Мой Святогорск » История края

Клопы и шедевры

(к 30-летию со дня основания Херсонского художественного музея им. А. А. Шовкуненко)

Клопы и шедевры

Нередко в основе коллекции лежит фундамент личного собирательства. И музеи зачастую становятся конечным пристанищем многих значительных собраний, где и начинается их новая, не ограниченная стенами одной квартиры жизнь, полная кропотливой исследовательской работы, открытий и разочарований. На определенном этапе труд музейных работников и коллекционеров пересекается и начинает служить одному общему делу.

Коллекции, которые по счастливой случайности попадают в музей, почти всегда имеют свою легенду, хронологию и тематику. Большинство произведений, составляющих собрания, как правило, атрибутированы и находятся в удовлетворительной сохранности. В этом смысле поступившая в 1977 г. в только что образованный Херсонский художественный музей коллекция произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства была не совсем обычной. Да и сама история ее поступления в музейный фонд напоминает сюжет детективного романа.

Итак, в 1967 г. уроженка Екатеринослава (ныне Днепропетровск), впоследствии известный ленинградский коллекционер Мария Ивановна Корниловская (1894—1976 гг.), много лет «болевшая» неизлечимой болезнью собирательства, результатом которой стала большая, но бессистемная коллекция произведений искусства и предметов старины конца XVII — первой трети XX ст., составила завещание, согласно которому все собрание после смерти владелицы должно было перейти в собственность Ленинградской академии художеств.

Что заставило Корниловскую в спешке заняться оформлением документа? Причина до банальности проста: непозволительные условия хранения и неудовлетворительная сохранность экспонатов, выявленные сотрудниками Государственного Русского музея, которые исследовали коллекцию на предмет взятия ее на государственный учет.

И действительно, в маленьком, очевидно, совсем не убиравшемся помещении громоздились произведения живописи, графики и скульптуры. На некоторых холстах, покрытых толстым слоем пыли и паутины, изображение угадывалось с трудом. Состояние скульптуры было не менее удручающим. Свободный доступ к работам имели только клопы, которые доставили сотрудникам Херсонского художественного музея немало хлопот и неприятностей.

Понимая, что коллекцию нужно срочно спасать, дирекция Русского музея делает попытку изъять у Корниловской через судебные органы хотя бы лучшие работы. Ответным ходом Марии Ивановны стало письмо-обращение к министру культуры Екатерине Фурцевой, в котором содержалась просьба передать ее собрание любому организовывающемуся музею на юге Украины. Ну а как же Академия художеств и первоначальное завещание?

Непростой характер Марии Ивановны способствовал тому, что завещание переделывалось многократно. В списке наследников успели побывать музеи Белоруссии и Крыма. Какие-то отношения связывали коллекционера с художественным музеем Ворошиловграда.


В 1966 г. при Херсонском краеведческом музее организовывается художественный отдел, о чем и сообщило Марии Корниловской Министерство культуры СССР. Посетив в 1967 г. город и узнав, что к 200-летию Херсона планируется создать самостоятельный художественный музей, Мария Ивановна составляет новое, и, как оказалось, последнее завещание в пользу художественного отдела Херсонского краеведческого музея (впоследствии преобразованного в художественный музей).

Чтобы поддержать Корниловскую материально, у нее купили несколько произведений живописи. Кроме того, облисполком способствовал организации отдыха и оздоровления ленинградского коллекционера на Черноморском побережье Херсонской области. Однако здоровье Марии Ивановны катастрофически ухудшается, и в 1976 г. она умерла.

И вот здесь-то и начинается самое невероятное в истории ее коллекции.

Как оказалось, одинокой Корниловская не была. Парадокс как раз и заключался в наличии живого и здорового прямого наследника — ее сына, контр-адмирала Виталия Михайловича Корниловского, проживавшего в Севастополе, который, как воспоминает родная сестра коллекционера, в течение трех десятков лет связей с матерью не поддерживал, помощи во время болезни не оказывал и на похоронах не присутствовал.

К сожалению, такие отношения между близкими людьми — не редкость. Очень часто после смерти владельцев коллекций срочно объявившиеся наследники начинают отчаянную войну за самый большой кусок пирога. Не последнюю роль здесь играют адвокаты, от знаний и умений которых зависит, станут ли коллекции разменной монетой в жизни новых владельцев или же займут достойное место в музейных экспозициях.

К моменту оглашения завещания Виталий Корниловский вышел на пенсию и в соответствии со статьей 535 ГК УССР и постановлением пленума Верховного Суда СССР от 1 июля 1966 г. как родной сын умершей имел право на обязательную долю в наследстве, которая составляла не менее 2/3 всего имущества. Таким образом, городу Херсону (т. е. художественному музею) доставалась всего треть коллекции, причем далеко не лучшая.


Первыми в Ленинград отправились заведующая художественным отделом Светлана Афанасьева и херсонский художник Даниил Дзеваневский. Общаться с наследником было крайне тяжело. В конце концов по судебному постановлению квартира Корниловской была опечатана на шесть месяцев. Город получил отсрочку и шанс отстоять завещанную ему коллекцию.

2 января 1977 г. директором художественного музея становится Евгений Подольский, очень энергичный человек, который сразу понял, что целостность коллекции, имеющей огромное художественное значение, может отстоять только высококлассный юрист. И такой специалист был найден. В дальнейшем интересы музея представляла адвокат Галина Зиновьевна Ромадина. Именно благодаря ее усилиям, блестящим знаниям в юриспруденции, умению тонко и умно вести дело музею удалось заключить с Корниловским мировое соглашение и откупить у него более половины его части собрания.

Надо отметить, однако, что и ленинградский адвокат Виталия Михайловича также не бездействовала. «Стараниями» юриста уникальные предметы старины были признаны малохудожественными и введены в ту часть наследства, которая именовалась «Предметами быта». Таким образом, изделия из фарфора и фаянса заводов Гарднера и Кузнецова, старинное серебро и саксонский фарфор, изделия из гравированного хрусталя и цветного стекла, часы знаменитых французских и английских фирм, образцы ткачества XIX века, вазы, подсвечники, старинные ювелирные украшения и т. д. были признаны не представляющими музейной ценности. Помимо этого, Корниловский получил 13 медальонов работы Федора Толстого, миниатюры на фарфоре, японские нэцкэ, прекрасные изделия Каслинского литейного завода, более двух десятков живописных полотен и несколько старинных ковров. Интересы наследника, таким образом, не пострадали и были соблюдены с лихвой. Музейным сотрудникам оставалось только с сожалением перечитывать завещание М. И. Корниловской, согласно которому Херсонский художественный музей должен был наследовать все...

В марте 1977 г. сотрудники музея выехали в Ленинград принимать новые музейные экспонаты. Время поджимало. Город готовился к юбилею — 200-летию со дня основания Херсона. Нужно было успеть вывезти экспонаты из Ленинграда, привести в порядок, а также к сроку оформить юридическую сторону их хранения.

Большую помощь музею оказало Херсонское областное управление культуры, которое возглавлял Владимир Чупрына. Искусствовед и художник, он хорошо понимал, какой неоценимый подарок получит город, поэтому оказывал всяческое содействие в составлении мирового соглашения с Корниловским, а также способствовал выделению немалых средств на упаковку и транспортировку экспонатов. Благодаря общим усилиям, а также содействию коллег из Государственного Эрмитажа лучшая часть собрания Марии Корниловской наконец-то обрела свой новый дом.


Выше уже упоминалось об ужасающем состоянии коллекции. Помимо прочего, клопы из квартиры Корниловской переехали в Херсон. Сразу определять работы в музейные фонды было нельзя.

Директор музея принимает совершенно необычное решение, осуществить которое удалось при активном содействии администрации Херсонского морского порта: коллекцию погрузили на баржу, вывезли на середину Днепра и провели тщательную фумигацию экспонатов.

За месяц до открытия музея были приглашены реставраторы из Киевских реставрационных мастерских, которые в рекордно короткий срок подготовили лучшие произведения собрания к экспонированию.

Параллельно велась напряженная работа по инвентаризации экспонатов и взятию их на учет. Несмотря на нехватку сил и времени, ценой огромных усилий сотрудников, помощи властей области и города 27 мая 1978 г. состоялось открытие Херсонского художественного музея, который разместился в одном из самых красивых сооружений, памятнике архитектуры начала XX ст. — здании бывшей Городской думы, построенном в 1905—1906 гг. по проекту архитектора А. Б. Минкуса.

С момента открытия музея прошло 30 лет. Портрет М. И. Корниловской кисти неизвестного художника изо дня в день встречает посетителей в экспозиции.

В отличие от любителей ворошить прошлое и время от времени подбрасывать совершенно невероятные истории о собирателях, в которых темных пятен всегда больше, чем их было на самом деле, мы не станем останавливаться на добродетелях и пороках М. И. Корниловской и делать интригующие предположения о том, каким образом она пополняла свое собрание. Созданный благодаря завещанию М. И. Корниловской Херсонский художественный музей — это не только результат ее собирательской деятельности, но и памятник самому коллекционеру, прожившей жизнь, которая не всегда подходит под мерки бытовой морали.

Все эти 30 лет сотрудники музея не забывали о той, кому обязаны лучшими произведениями собрания, представленными работами таких выдающихся русских художников, как И. К. Айвазовский, В. Н. Бакшеев, А. П. Боголюбов, Н. П. Богданов-Бельский, А. К. Беггров, Л. Е. Воротилкин, Я. Ф. Капков, И. Н. Крамской, М. К. Клодт, В. М. Максимов, К. Е. Маковский, В. Е. Маковский, Г. Г. Мясоедов, А. И. Мещерский, Г. Е. Новиков, В. А. Серов, Е. И. Столица, Е. Г. Солнцев, А. К. Саврасов, Н. Л. Тютрюмов, А. Н. Шильдер, прекрасными полотнами украинских мастеров: К. Я. Крыжицкого, П. Н. Орлова, Р. Г. Судковского, К. А. Трутовского, а также произведениями западноевропейских живописцев: Питера Лели (Англия), Августа фон Байера (Германия), Франса Ферлута (Голландия), Луи Туссена (Германия), Де Росси (Франция). Музей пополнился прекрасной мраморной скульптурой и не менее впечатляющими образцами каслинского и кусинского литья, представленных работами М. М. Антокольского, Р. Р. Баха, Л. А. Бернштама, И. Ф. Блоха, В. Я. Грачева, П. К. Клодта, Е. А. Лансере, Н. И. Либериха, А. Л. Обера, Л. В. Позена, А. А. Соловьевой и многих других скульпторов.


Почти все изделия имеют именные клейма литейщиков, что особо ценится среди знатоков. В коллекции М. И. Корниловской немало отливок с именами таких известных литейщиков, как А. Быков, А. Дунаев, И. Игнатов, П. Тепляков, А. Торокин. Многие экспонаты имеют дату отлива, оттиснутую в металле, или фирменное клеймо завода. Также знаки оставляли только на лучших изделиях, делавшихся, как правило, в период расцвета производства. Особый интерес представляют произведения западноевропейских мастеров. Среди них: Иоган-Генрих Даннекер (Германия), Пьетро Каноника (Италия), Пьер Жюль Мен (Франция) и другие.

Раздел декоративно-прикладного искусства пополнился образцами японского, китайского, немецкого и русского фарфора и фаянса, уникальными алебастровыми вазами, изделиями из металла и перегородчатой эмали.

Всего в 1977 г. Херсонский художественный музей принял 500 произведений изобразительного искусства, старинные рамы, уникальный книжный фонд.

Во время последующей обработки коллекции было выявлено, что далеко не все ее произведения могут войти в основной фонд музея. В результате осмотра, осуществленного сотрудниками Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И. Э. Грабаря — зам. директора по научной работе А. П. Владимировым и зав. отделом исследований художественных произведений Е. Н. Седовой экспонаты коллекции были условно разделены на три группы. В первую вошли произведения, которые в дальнейшем при тщательном искусствоведческом и технологическом изучении почти наверняка могли быть атрибутированы.

Вторая группа также требовала тщательного исследования, т. к. их авторство вызывало серьезные сомнения. Наконец, в третью группу вошли произведения, атрибуция которых отвергалась полностью. Кроме того, 80 произведений, не представляющих художественной ценности, были переведены во вспомогательный фонд музея.

В отборе последних участвовали народный художник УССР В. Г. Литвиненко, председатель экспертной комиссии Союза художников УССР А. Ф. Фищенко, народный художник УССР М. И. Кривенко, зав. отделом западноевропейского искусства Киевского музея западного и восточного искусства З. П. Рябикина, кандидат искусствоведения, зав. отделом Киевского музея русского изобразительного искусства М. Д. Факторович.

Исследовательская работа, начатая в 1977 г. и внесшая существенные поправки в имеющуюся атрибуцию, не прекращается и ныне. Благодаря кропотливой работе научных сотрудников были определены авторство, датировки и названия многих произведений коллекции.

Не обошлось и без разочарований. Так, авторство Г. Г. Гагарина, С. К. Зарянко, Д. Г. Левицкого, А. В. Тропинина было категорически отвергнуто специалистами центральных музеев страны. В этом смысле интересна судьба портрета «Мужчина в феске», датировавшегося первой половиной XIX в. и приписывавшегося сразу двум живописцам — Григорию Гагарину и Карлу Брюллову. В процессе исследования портрета были проведены стилистические сравнения с эталонными произведениями Брюллова и Гагарина, созданными в разные периоды их творчества, а также химико-технологическое исследование (при содействии Государственного Русского музея Ленинграда), которое хоть и подтвердило безусловную временную подлинность работы, тем не менее окончательно отвергло авторство обоих художников. Что же, отрицательный результат — тоже результат...

Многие произведения коллекции благодаря многолетним поискам и неоценимой помощи сотрудников Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина изменили свои имена и датировки. Так, было установлено, что полотно неизвестного автора середины XIX ст. «У монастырского настоятеля» выполнено немецким живописцем Августом фон Байером (1803/1804—1875), специализировавшимся на архитектурных видах и интерьерах. Исторический пейзаж «Развалины Форума», поступивший под именем Е. И. Мартынова, перевоплотился в полотно голландского художника Франса Ферлута (XIX в.). Произошла метаморфоза и с небольшой живописной работой «У реки» (1872 г.), проходившей по документам под именем И. И. Шишкина. Исследование, проведенное в Центральном научно — исследовательском и реставрационном центре им. И. Э. Грабаря, подтвердило отрицательное отношение сотрудников к авторству Шишкина. Работа изменила не только имя и датировку, но и само название: Иван Августович Вельц, «У монастыря «Святые горы», 80-е годы XIX ст.

Авторство А. П. Боголюбова («Морской пейзаж», первая половина XIX в.) и Р. Г. Судковского («Буря на море», вторая половина XIX в.), вызывавшее некоторые сомнения, было подтверждено.

Много лет ведется исследовательская работа по атрибуции скульптуры, начатая в начале 80-х гг. Результатом проведенных в последнее время исследований стали изменения авторства, датировок и названий (старые не соответствовали авторским). Таким образом, коллекция Корниловской пополнилась новыми замечательными именами с документально подтвержденным авторством: М. М. Антокольский, P.P. Бах, С А. Дукович, И-Г Даннекер, Е. А. Лансере, А. А. Соловьева, Е. Напс.

Не меньшая исследовательская работа велась с произведениями декоративно-прикладного искусства. Благодаря сравнительному анализу, работе со справочной литературой, а также помощи сотрудников Государственного Эрмитажа практически все изделия атрибутированы. Среди них: уникальные дельфтские фаянсовые вазы с жанровой кобальтовой росписью (XIX в.); китайские вазы, выполненные в технике «кракле» (XIX в.); полихромные японские вазы, изготовленные в мастерских Сацума; фарфор частных заводов Германии (конец XIX — нач. XX в.).

Коллекция М. И. Корниловской избежала драматической судьбы собраний, которые бесследно исчезли именно в 70-е гг. XX в.

Лучшая ее часть уцелела и вот уже 30 лет бережно хранится в фондах Херсонского художественного музея им. А. А. Шовкуненко. Мечта коллекционера стала реальностью: судьба ее детища тесно переплелась с судьбой нашего города. Не все страницы биографии собрания заполнены. Исследовательская работа продолжается, и, думается, коллекция откроет нам еще много своих тайн.



Нравится
Источник: http://2000.net.ua/2000/aspekty/art/41890
Категория: История края | Добавил: Владимир (16.12.2010)
Просмотров: 3002 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Напишите нам, или позвоните: +380661723183 (Viber, Whatsapp, Telegram, Skype)